Tilda Publishing
Tilda Publishing
Живой чат
Поможем сформировать запрос
Компетентный консультант ждем от Вас запроса
Команда РПД

____

Кейс: трансформация школьной среды с применением ЕИ

кейс-стади о применении эмоционального интеллекта в дизайне школы
Галия Чумарина
phd, консультант психологической корпоративной
безопасности, тренер по эмоциональному интеллекту
Можно ли изменить школьную среду в далеком от Москвы регионе, если все ссылаются на древние СНИПы и дефицит бюджета?

Клиент

МБОУ «Лицей №1» городского округа г.Уфа РБ

Контекст

Год основания в 1920 году. В 1951 году было построено двухэтажное здание, а в 1968 пристроены пятиэтажное и спортзал. С 2009 года двухэтажное здание находилось в аварийном состоянии и не использовалось в учебном процессе. Было принято решение о реконструкции пятиэтажного здания, а на месте снесенного двухэтажного здания построить новый корпус школы. Строительные работы начались в июне 2017 года.

В период реконструкции и строительства школа стала Лицеем №1. Она расположена в районе Старого города. Контингент учащихся представлен, в основном, детьми из семей интеллигенции, государственных служащих, офисных работников различного уровня. В период строительства дети обучались в другой школе.

Школа известна горожанам тем, что в ней учился лидер группы ДДТ Ю.Шевчук.

Клиентский запрос

Клиент обратился с задачей дизайнерского оформления классов и холла весной 2018 года, когда строителями велись работы по инженерным коммуникациям и внутренней отделке.

Инициатором выступила директор школы. Обратившись по рекомендациям к художникам – оформителям, она увидела невыразительные иллюстрации к изучаемым предметам. Обращение в RBU было обусловлено, глубокой экспертизой консультантов компании разработке программ по эмоциональному интеллекту, в том числе и в дизайне эмоциональной среды.

Задача

Найти в рамках ограниченного бюджетирования такие архитектурно-дизайнерские решения, которые обеспечат следующие результаты:

  • Понижение уровня агрессивного поведения учеников
  • Повышения уровня лояльности к своей школе
  • Усиление мотивации к познавательному процессу
  • Снижения уровня эмоционального выгорания педагогов и учеников
  • Повышения степени вовлеченности учеников в школьную жизнь
  • Формирование дружественной атмосферы
  • Развитие эффективной коммуникации

Проблема

Основными проблемами школьного образования являются низкая мотивация к учебе, увеличение числа конфликтов и агрессивного поведения, неэффективные коммуникации между учениками и учителями, снижение чувства привязанности к школьной среде и т.д.

Методология и поиск решения

Новая цифровая реальность углубляет понимание необходимости изменения стандартов образовательной среды. Учет эмоционального фактора в образовательном пространстве школы является средством развития личности. Эмоциональная окрашенность пространства позволяет воспринимать среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность, формирует эмоциональную привязанность, повышает вовлеченность.

В поисках решения использовалась методика, учитывающая развитие навыков будущего: таких как эмоциональный интеллект, критическое мышление и креативность.

Решение

Разработать и реализовать дизайн школьных классов и холла, положительно влияющих на эмоциональное состояние школьников и учителей.

Что сделано

1
Опрос учащихся на предмет их интересов и предпочтений.
Были розданы анкеты с вопросами:

1. Какие чувства испытываете, когда идете в школу?

2. Есть ли у Вас любимые предметы?

3. Какие изменения в школе Вас порадовали бы?

4. Смогли бы Вы сами что- то придумать и сделать для школы?

Было опрошено 35 учеников. Выборка носила случайный характер, так как необходимо выявить общее эмоциональное состояние школьников. Практически ответы на все вопросы в 40-55% несли отрицательную коннотацию.
2
Анализ основных эмоциональных состояний современных школьников, снижающих эффективность учебного процесса:
- Скучно, тоска зеленая

- Не знаю, что мне нравится

- Лень

- Боюсь быть лузером, без школы не поступить в вуз

- Студентом интереснее быть, скорее бы закончить школу

- Много запретов, все надоело

- Слушаюсь родителей, чувство зависимости

- Есть классные учителя, с ними интересно, но таких мало.

- На уроках занудство

- Чувство усталости и раздражения


Итоги данного опроса подтвердили общее эмоциональное состояние школьников, но обнадеживает и те 50% учеников, эмоциональное состояние которых носит позитивноокрашенный характер. Поскольку внешняя школьная среда объективирована, то мы, решили учесть многофакторность пространственно-зрительного восприятия, усиливающие позитивный настрой учеников, с различными эмоциональными оценками.
3
Анализ территории, анализ истории школы, основной образовательной доминанты (технико-инженерная), предметности кабинетов (физика+астрономия,. биология, география)
4
Выработка эмоционального концепт-дизайна классов на базе дисциплин
5
Изобразительно-пространственное расположение ключевых символов дисциплины, повышающих эмоциональную вовлеченность в изучение предмета
6
Выбор базовой стилистики
7
Разработка стилистического единства как бренда школы
8
Формирование единой методики разработки «Эмоциональной среды» для различных образовательных учреждений.
    Проект начинался поэтапно, по степени готовности строительных работ. Начинали работу с разработки дизайн-проектов классов (физика+астрономия, биология, география). После ознакомления с аналогами мирового и российского опыта, началась эмоционально-идейная «подгонка» под конкретные возможности классных помещений.

    Получилось, что в каждом классе для оформления давалась одна стена, которая находилась рядом с входом в лаборантскую, а в классе физики + астрономии с вентиляционными щахтами. Базовое цветовое решение определялось цветом стен, дверей и мебели. Мы хотели найти эксклюзивный стиль оформления школьных классов, которые вызывали бы эмоции гордости, идентичности, сопричастности. Детям всегда хочется найти что-то особенное в своем окружении, что поднимало бы их значимость. Эта та ступенька, с которой начинает меняться отношение к школе в целом. Цветовые решения принимались на данных исследований влияния их на психику. Рисунки дополнялись цитатами, которые усиливали бы эмоции. Например, в классе физики+астрономии слова И.Канта о «звездном небе надо мной и моральном законе во мне», и присутствие фиолетовых оттенков придает торжественность и таинственность бесконечности Вселенной, вызывая, с одной стороны, изумление, и , с другой стороны, интерес и желание узнать, что же там за тайна.
      Инструментом тестирования являлись эмоции тех людей, которые посещали наши классы.

      «Как бы хотелось мне учиться в такой школе»
      «Ой, как красиво»
      «Просто, вау»
      «Ой, а кто это? (яркий образ Галилея)
      «Просто хочется смотреть и смотреть»
      «Я такого не видел ни в одной школе» (реплика строителя, строившего 5 школ).

        Эмоции удивления, восхищения, интереса, необычности начинали проявляться даже неоконченном оформлении – это эффект удачного цветового решения, а когда появились детали и расположены так, чтобы возникла необходимость приблизиться ближе и прочитать цитату и реальные формулы, то это были ступени интереса к самому предмету.

        В классе географии усилили интерактивность, сделав карты мира и России из пробки, чтобы ученики могли крепить свои фотографии из путешествий, прикреплять вопросы, делиться впечатлениями.

        Интересна реакция учителей. В разговоре с ними явно прослеживается гордость, что именно в их предметных классах осуществлена такая трансформация среды. Они говорят, как хочется работать в таких классах, говорят, что они сами хотят придумывать что-то новое в проведении уроков, что когда входят в свои классы у них повышается настроение.

        Вторым этапом работы нашей команды, стал школьный холл первого этажа. Это визитная карточка всей школы, это первое впечатление о школе. Постольку поскольку Лицей№1 входил в программу объектов, курируемых Администрацией региона и входила в 100 объектов, открытие которых символически посвящены 100–летию Республики Башкортостан, то это придавало выполнению задачи определенную направленность. Одна из проблем, которую мы решали – это формирование лояльности к школе, гордость и идентификация. Это хорошо монтировалось с поставленной администрацией школы задачей.

        Нам предстояло оформить 9 стен. Тематически мы их разбили на 4 этапа, и оформление шло, именно, в этой последовательности:

        1. Республика Башкортотан

        2. Город Уфа

        3. Ленинский район г.Уфы

        4. Улица, где находится Лицей


        Второй этап на уровне разработки пришелся на летний период (студенты – архитекторы разъехались так как в обещанные сроки строители не сдали работу, непосредственно на площадке находились директор Лицея и куратор проекта). Первые эскизы, которые разрабатывались дистанционно, нередко не соответствовали уже выполненным по факту строительным работам. Появились дополнительные дверные проемы, из 5 запланированных стен изначально возникла потребность оформления 9 стен. Светлобежевая покраска стен холла, ментальная особенность и культурные коды, нейрофизиологические знания влияния данного цвета на психику определили выбор доминантного цвета- фисташково-зеленого, и дополняющих трех оттенков серого.

        Выбор сделали на ключевых символах и достопримечательностях, соответствующих 4 масштабным уровням. Фоном шел стилизованный орнамент, который был эксклюзивно разработан для этой школы. Сложность заключалось в том, что мы столкнулись с дефицитом уникальных объектов архитектуры, что нас самих очень удивило. Из первых эскизов были убраны слова «Любимая республика», «Любимый район», обозначения памятников и дат, так как куратор посчитала, что навязывание через текст не так эффективно, как субъективное восприятие и оценка, носящие определенную эмоциональную окраску. Задача не навязать, а создать через среду атмосферу, в которой рождаются определенные чувства.

        Реализация принятых эскизов дизайна была осуществлена в короткие сроки, так как уже был наработанный опыт и плюс азарт- хотелось самим погрузиться в ту среду, и апробировать на себе эмоциональное влияние дизайна. Картинки символов ставили основанием на пол холла, чтобы они не довлели над детьми, а были на уровне глаз, что через соразмерность рождает большее принятие как части своей идентичности.

        Последней мы оформляли стену напротив актового зала. Лицей находится на ул. Мустая Карима, народного поэта, его памятник совсем рядом недалеко от школы. И здесь мы решили написать цитату , которая бы логически завершила наш замысел и тот эмоционально-образное решение дизайна. Над всеми картинками-символами у нас были нарисованы птицы в полете, так образ птиц - это ощущение свободы, простора, возможностей.
        И каждый день с рассветными лучами
        Птиц выпускаю из своей груди

        Трудности

        1. Несовпадение графиков исполнения строителями.

        2. Качество покрытия поверхности стен

        3. Мы шли вслед за строителями, то есть разработка шла в привязке к тем цветам и тем поверхностям стен, которые были оформлены утвержденными проектами. Это служило поиску решений, что усиливало креатив команды.

        4. Риск демотивации преодолевался постоянным онлайн контактами группы, в которых выстраивались модели по шагам и дедлайнам.

        5. Коррекция дизайн-проектов вызывала напряжение между клиентом и разработчиками, которое разрешалось техниками ЭИ куратора проекта

        Результат

        Из предварительных опросов учителей мы поняли, что интерес к предмету увеличился на 15%, но мы на анализе журнальных оценок сделаем более точную оценку.

        Атмосфера дружелюбия, снижение агрессивности тоже показали улучшение на 18%. Воздействие среды носит пролонгированный характер. Будем отслеживать дальше по существующим отчетным показателям.

        Следующий шаг

        Разработанный подход в трансформации школьной среды, получивший название «Эмоционально-продуктивная среда» оформлен в методологию.

        Нестандартное оформление классов вызвало интерес директоров из других школ, мы с удовольствием делимся методологией и экспертизой. В планах повысить качество школьной жизни через эмоционально-продуктивную среду по всей России
        Полезный кейс)?
        comments powered by HyperComments
        ____

        Рекомендуем
        Человекоцентричная цифровая трансформация
        Описание методологии
        создания корпоративной среды, воспроизводящей
        клиентский опыт как главный Customer Value
        на 60 слайдах
        999
        р.
        3 150
        р.
        Необходимо знать:
        - СМО и СX-директорам
        - CEO и HR-директорам
        ____

        Вас также может заинтересовать