В основе любого разработанного подхода к обучению, управлению, продажам, психотерапии, взаимодействию с клиентами, с детьми, внутри семьи лежит теория личности – теория о природе человека, теория, которая стремится ответить на вопрос «человек это кто?» и дать возможность объяснить поведение человека.
Сейчас этот вопрос стоит остро, так как большинство серьезных проблем человечества: социальных, экономических, экологических, таких как глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, терроризм, наркомания, нищета – есть не что иное как результат поведения человека. Вероятно, что качество жизни нашей цивилизации будет зависеть от того насколько мы продвинемся в понимании других и себя, для того, чтобы изменить свои действия и прийти к другому результату.
Для подготовки данного теста были рассмотрены основные положения о природе человека в теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Гордона Олпорта, Б. Ф. Скиннера, Альберта Бандуры, Джорджа Келли, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.
На основе данных Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера описаны две полярности, к которым тяготеют концепции о человеке у разных теоретиков (табл. 1). С одной стороны гуманистические теории, где человек свободен, осознан, формирует среду вокруг себя и может совершать выбор ориентируясь на полученную пользу для себя и всего человечества. С другой психоаналитические и когнитивно-поведенческие, где человек в большей степени зависим, иррационален и зависит в большей степени от окружающей среды.
Все это хорошо пересекается с теориями морального развития Л. Кольберга и его ученика Дж. Реста. Согласно их теориям человек, сталкиваясь с дилеммой, опирается на моральные рассуждения, которые составляют основу его этического поведения. Эти моральные рассуждения имеют стадии нравственного развития. От зависимого, до свободного. Данные теории также стали опорой для разработки этого теста.