Система образования работает по столетним стандартам. Прусская модель образования имени Вильгельма фон Гумбольта получившая свое развитие не только в России, готовила будущих солдат- дисциплина, зубрежка, муштра. Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков говорит, что на дворе цифровая экономика, а в школах - те же учебные программы, те же методики, те же экзамены: «До 20 миллионов россиян не имеют навыков, необходимых для включения в цифровую экономику. Нужны быстрые и дешевые пути, чтобы вооружить их этими навыками. А где взять такие программы, непонятно!»
То, что учить по-старому нельзя, понятно всем, но как и кто будет учить по-новому? На какой ценностной платформе выстраивать коммуникации в образовательном процессе. Главной ценностью сегодня становятся персонализация и индивидуализация. Не усредненный человек с подогнанными баллами и оценками, а уникальная личность каждого ученика.
Таким образом, принципиально меняется главная концепция образования. Главной идеологией современного образования должна стать поддержка разнообразия. Готовность к сотрудничеству с учениками, а не менторство. Открытость и искренность в общении с учениками.
Ключевая драма сегодняшнего образования — отставание учителей и родителей от детей. И это лежит в основе волны буллинга педагогов, которые становятся жертвами из-за собственной негибкости.
Конечно, сказывается и перегрузка педагогов, вынужденных зарабатывать на двух ставках и вести репетиторскую работу, чтобы выживать.
За среднюю учительскую зарплату, официально поднявшуюся сейчас в среднем до 30 тысяч рублей по России, учителя платят чрезмерную цену. Причем при такой чудовищной нагрузке их все чаще норовят заставить поработать бесплатно. Например, не доплачивают за дополнительные занятия с отстающими, подготовку ребят посильнее к олимпиадам для школьников, подготовку к сдаче ЕГЭ, работу педагогов на ЕГЭ и ОГЭ для 9-х классов и так далее.
Едва ли не еще хуже дело обстоит в вузах. После окончания школы дети от небогатых учителей приходят к нищим преподавателям вузов.
Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», член профкома МФТИ А. Арутюнов отмечает, что в среднем по России, преподаватель вуза ведет по 14 пар в неделю, в то время как его зарубежный коллега преподает по 5–6 часов, и при этом еще должен заниматься наукой: писать статьи, монографии, участвовать в научных конференциях, причем последнее — за свой счет. А бывает, что если преподаватель выиграл грант, то его сумму вычитают из его обычной зарплаты.
Денег нет, образовательные институты бюрократизированы, учителя и преподаватели «выгорают» на работе, ученики и студенты развлекаются буллингом - «картина маслом», как говорил известный герой В.Машкова.
Остается один ресурс - то, что мы называем self-skills. Именно во взаимодействии личностей ставших интересных друг другу, осуществляющие погружение в поток взращивания знаний, возможно преодоления возникающей пустоты иллюзии существования.