Мы поможем сформировать запрос
Пишите по вопросам сотрудничества
Поможем сформировать запрос
Команда РПД
Заказать intro-сессию
"Человекоцентричная бизнес-модель"
Telegram
WhatsApp
Сообщение попадет лично Арсену Даллакяну

____

Как защитить пенсионеров от киберпреступников

отложенные решения, debiased инсайты, контекстуальный дизайн, стратегия пользовательского опыта, cx-стратегия, цифровая трансформация, цифровизация, человекоцентричность, человеко-центричность, цифровая экономика, экономика опыта, cx-трансформация, servitization
София Лик
Руководитель службы безопасности и клиентского сервиса Auction.ru, работала руководителем департамента безопасности пользователей Allegro Mail.ru eCommerce Group (Molotok.ru)

Мнение автора может не совпадать с официальной позицией RBU
В этой статье я расскажу об основных психологических "кнопках", на которые давят мошенники, чтобы получить деньги с ваших бабушек и дедушек. Дистанционно. И о способах, как защитить пенсионеров.
Грамотная кибератака так или иначе опирается на человеческие слабости. Мошенник по своей сути - взломщик психологии человека. Существует множество тонких стратегий, но базовые кнопки, на которые реагирует человек, следующие:
Психологическая кнопка №1
Около 99% мошенников в интернете направляют свои силы на создание иллюзии выгоды, распаляют в людях жажду обогащения. Естественно, человек так устроен, что ищет лазейки, при которых его усилия минимальны, а результат - впечатляющий. Пока наш мозг в окружающем мире просчитывает оптимальные варианты, мошенники успевают подсуетиться.
Например:
  • Вай-вай, налетай, новенькие смартфоны - предзаказ только у нас, демпингуем цены в два раза, это не обман, мы новички, работаем на имя, количество товаров ограничено!
  • Поздравляем! Ваш троюродный дядюшка из Нигерии час назад скопытился, и мы спешим передать его баснословное богатство именно вам!
  • Эй, красавчик, я Алла и хочу тебя, но я в другом городе, без денег, сейчас утро, но уже вечером я могу сделать тебя счастливейшим из мужчин, от наслаждения тебя отделяют какие-то 10 тыс на билетик.

Видео и расшифровка с конференции "Неделя маркетинга" 2018

Чек-лист рыночной привлекательности продукта/сервиса

"Хех, это не про меня и моих родственников " - скажете вы. Неужели не попадались? Но кто тогда те жертвы, которые ежедневно взрывают своим негодованием сеть? Лично мне их не жаль.

С чего они решили, что им кто-то хочет помочь, желает добра? Они реально думают, что существует этакий альтруист по ту сторону экрана? Эти парни со смартфонами работают для них себе в убыток? Вся Нигерия переполошилась в поиске их персоны? И с чего вдруг мужик с пивным брюшком и волосами в ушах стал предметом вожделения красавиц?

Универсальный рецепт - снимите розовые очки и прекратите верить в сказки. Люди эгоисты и не пошевелят пальцем ради вас без своей выгоды. У каждого предложения существует своя средняя цена. Попробуйте проанализировать "рынок". Поставьте мысленно себя на место вашего контрагента - в чем же его выгода? Нет выгоды? Бегите.

Своих пользователей я учу простой осторожности: любое сомнение - враг сделке, лучше откажитесь.
Как заблокировать такую кнопку
Психологическая кнопка №2
Казалось бы, ну какое тут мошенничество? Не хочешь - не отдавай. Но тут включается эмоциональная реакция человека на психологический сценарий:
- изнутри крючок мошенника рвет нас душещипательными историями с картинками, от которых и у брутала без эмпатии навернутся слезы;
- снаружи нас терзает общественное мнение, те же комментаторы в соц.сетях с порицанием бессердечия.
Например:
  • Всмотритесь в глаза этой тощей дворняги без хвоста, вы жрали, а она нет, вот электронный кошелек, мы превратим ваши рубли в наваристую кашу для бедолаги.
  • Васек, беда, я попал в ДТП, срочно нужен косарь, ты же меня знаешь, верну вечером.
  • Мужики, выручайте, 15 лет как бессилие, помогите собрать на операцию, мы с моим мягким другом рассчитываем на ваши мягкие сердца.
Как заблокировать эту кнопку
Нет, нет, ни в коем случае я не призываю вас или ваших родных вести образ жизни безэмпатичного отшельника от чужих бед. Филантропия полезна как для самого нуждающегося, так и для заботящегося.

Но прежде чем с трепетным сердцем перечислять свои кровно заработанные, внимательно изучите входящую информацию - кто пытается вас разжалобить? Будьте бдительны, от имени нуждающегося могут писать мошенники.

Если это незнакомые люди/организации, не поленитесь потратить время на проверку достоверности полученной информацию. Мошенник может прикрываться именем известной благотворительной организации, предлагая свои реквизиты.

К вашей бабушке обратился в сети ее знакомый человек? Убедитесь, что его аккаунт не взломан, связавшись с ним по дополнительному каналу. Частенько оказывается, что хороший знакомый дал мошеннику нажать на кнопку "жадности" и сообщил свой пароль.

И никогда не делайте репосты просьб о помощи, если нет уверенности в существовании нуждающегося лица.
Психологическая кнопка №3
Ох, уж этот страх.. Эта эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, толкает любое существо к выживанию. Давят на эту кнопку реже, но давят.

Внезапно свалившаяся опасность может вывести из состояния индифферентности даже медитирующего йога. Мошенник хитер: сообщает об угрозе и сразу предлагает решение! Торопит и не дает жертве выдохнуть и обдумать другие варианты. Находясь в стрессе, пенсионер сообщает важную информацию, верит, что его репутация под угрозой, или не хочет расставаться с привычками.
Например:
  • Это ваш банк, с вашего счета списаны деньги, срочно пришлите нам циферки с двух сторон вашей карты.
  • Ваши фото попали в сеть и с минуты на минуту начнут миграцию, но мы остановим это безобразие за символическую сумму.
  • Мы заблокировали ваш аккаунт и вы не сможете больше подсматривать за горячими цыпочками, вот ссылка на причину блокировки.
Как заблокировать эту кнопку
Да, пульс участился. Да, мир сжался до экрана с информацией о проблеме.
Стоп! Прочитали? Живы? Прекрасно.

Мы все сейчас настолько погрузились в сеть, что путаем виртуальный мир с реальным. Но в сети нет ничего срочного, чтобы терять бдительность и слепо исполнять предложенный сценарий.

Я рекомендую:
  1. Успокоить вашего дедушку/бабушку. Привести пульс к норме. Выйти в реальность.
  2. Внимательно ознакомиться с источником входящей информации. А был ли банк? Кто тот нахал, что завладел моими фото? Администрация ли сайта пишет? Проверьте почтовый адрес и служебные заголовки письма, при переходе по ссылке на сайт, сравните ее написание с настоящим сайтом (мошенники часто используют фишинг).
  3. Осмыслить адекватность изложенной в сообщении ситуации. У дедушки/бабушки и суммы такой сроду не было на счете. Да какие к черту фото, он(а) фотографировался в 90-х на паспорт последний раз. Ну не бред ли, вводить пароли по ссылкам из сомнительных писем?
  4. Найти на настоящем сайте контакты администрации и сообщить об инциденте. Прислушаться к рекомендациям.
  5. Спокойно вернуться в привычный виртуальный мир.

Резюме

Во всех сценариях враг - эмоциональный порыв. Человек всегда будет терзаться соблазном внезапного справедливого обогащения, испытывать эмпатию к чему-то более жалкому, чем он сам, и терять бдительность при возникновении угрозы.

Пусть ваши дедушки\бабушки возьмут за правило:
1.Никогда не паниковать, чтобы им не сообщили,а сразу звонили/писали вам
2.Все действия в сети совершать только после анализа ситуации, без эмоций и спешки


А если мошеннику все же удалось подобраться к их кнопкам, вот тогда эмоционируйте всем своим существом и отправляйтесь прямиком в полицейский участок.

И главное, уж очень хороша филантропия в виде репостов информации о мерах безопасности в сети. Заботьтесь о других и изучайте сами.
Как вам понравилась статья)?
____

Рекомендуем
____

Вас также может заинтересовать