Как это не прискорбно признавать, но агрессивные идеологии имеют прочные когнитивные основания. Экспериментально доказано, что человеческой психике необходимо мыслить в дихотомии «свои-чужие». Немецкий философ Карл Шмитт говорил о дуальном коде «друг-враг», который, как он считал, лежит в основании политики как общественного явления. Антрополог Клод Леви-Строс считал эту дихотомию основой первобытного мышления.
Но нас куда больше интересуют именно психологические исследования разделения на «своих и чужих». Пионером в этой области стал исследователь Генри Тайфель. В своих экспериментах он показал, что разделение людей на группы по самым незначительным признакам достаточно для появления группового фаворитизма и дискриминации членов других групп. Эксперименты заключались в следующем: он давал испытуемым достаточно бессмысленные задания – например, угадать количество точек на экране, после чего делил их на группы якобы на основании ответов. Затем испытуемых просили распределить деньги между участниками эксперимента. Результаты были шокирующими – на «своих» проливался денежный дождь, в то время как «чужие» оставались ни с чем. Эти эксперименты многократно повторялись, в том числе и другими исследователями. И выяснилось даже больше – испытуемые начинали испытывать эмоциональную привязанность к своей группе и свысока относились к чужой группе. Количество точек на экране было достаточным основанием для начала противостояния между двумя группами.
Наша психика устроена так, что мы стремимся во всем видеть «своих и чужих». Иногда достаточно скрытого намека. Как показали данные другого исследования, просьба написать свой возраст на анкете фактически удвоила число респондентов, считающих, что политик Джон Маккейн страдает от расстройства интеллекта (корректное обозначение для «слабоумия»). То есть, вопрос про возраст подтолкнул их к автоматическому созданию группы «молодые», которую они противопоставили «старикам». Как известно, «чужих» принято стигматизировать, отсюда и рост негативных представлений о Джоне Маккейне.
Неудивительно, что политические идеологии делят общество на «своих» и «чужих». Это верно как для самых светских и либеральных течений, так и для наиболее радикальных. Разница заключается в том, что первые хотели бы лишить оппонента власти, а вторые – жизни.