Во многих компаниях, изучающих клиентские отзывы, собирающих обратную связь, выявлена странная закономерность. Клиенты ругают продукт компании, пишут негативные отзывы, но как только появляется «выгодная» возможность, снова приобретают продукт или услугу критикуемой компании.
Особенно такое «странное» поведение характерно для сделок с недвижимостью, автотранспортом и другими дорогостоящими товарами.
Руководители компании хотели бы принять меры по улучшению своего бизнеса, но просто не понимают причин такого поведения клиентов и не могут принять инвестиционное решение - в какой сфере бизнеса начать изменения, чтобы повысить востребованность и конкурентоспособность своего продукта.
Помните могучий фильм «Пустошь Смауга» про эльфов, волшебное кольцо, и дракона Смауга, которого озвучивал Бенедикт Камбербэтч, захватившего золото гномов одинокой горы. Дракон не ел, не пил, а только охранял свое сокровище. Никому его не показывал, не хотел ни перед кем им похвастать.
Менталитет жителей русскоязычного пространства СНГ подразумевает некоторые стереотипы и суеверия. Иногда они воспринимают купленную в хорошем доме квартиру, как свое сокровище. У них нет никакого интереса, чтобы кто то еще купил квартиры в том же доме. Они не заинтересованы, что бы компания застройщик построила еще один дом, в котором квартиры будут еще лучше.
Новые жильцы, новые дома - все это обесценит их сокровище. А вот самому увеличить объем сокровища: купить квартиру детям, родственникам, такие люди готовы.
Очень часто именно синдром утраты (обесценения) сокровища порождает потребительский экстремизм. Жилец начинает третировать управляющую компанию, пишет жалобы и претензии в надзорные органы. Доводит до белого каления сотрудников и руководство компании застройщика. Рассказывает в социальных сетях всем желающим в каком ужасном месте он живет.
Но не пытается продать свое приобретение, которым он, якобы, так не доволен (все плохо, стены кривые, потолки текут). А в некоторых, особенно конфликтных случаях, когда руководство компании хочет выдернуть «отравленную стрелу экстремизма» из своего жилого комплекса и предлагает выкупить квартиру обратно у «несчастного» собственника, он отказывается от продажи и, даже, выражает намерение купить еще одну/две квартиры.
Данный пример наглядно доказывает, что слушать клиентов «вредно». Слушать надо, а вот прислушиваться не всегда. Увы, редко, полученная обратная связь от клиентов, помогает выяснить причины проблем (с продуктом, услугой, товаром), и еще реже позволяет найти выгодный способ решения проблемы.
Мифы об исключительной важности обратной связи для развития бизнеса, мягко говоря, преувеличены.
Как это ни удивительно, но ваше искреннее желание узнать о жалобах клиентов, о том, что им не нравится, а именно так задают вопрос в анкетах обратной связи, и является спусковым крючком для локальной вспышки потребительского экстремизма.
Клиенты, задумавшиеся над вашим вопросом, с лёгкостью найдут с десяток больших и мелких недостатков, на которые, на самом деле, и не обращали внимания. А вот что сделать, что бы этих недостатков не стало, они не знают.
Поэтому, сам по себе, «некорректный» опрос клиентов, может, вдруг, всколыхнуть бурю застарелого недовольства, с которым люди давно смирились, а неудачно сформулированный вопрос, вдруг активировал в памяти негативные воспоминания.