Вся презентация состоит из трех частей.
1. Ложные инсайты.
Я могу приводить примеры ложных инсайтов десятками, сотнями. Могу из нашего бизнеса. Я двенадцать лет в финансовом бизнесе, в страховании, в банках. Мне знакомо понятие вэлком-пак. Суть в том, что проводили design-thinking, фокус группу и спрашивали у народа: «Какая упаковка страховки Вам больше по душе? Красивая, средненькая и самая примитивная». И все выбирали самую примитивную с формулировкой: «Я не хочу платить за упаковку, я серьезный мужчина и не хочу переплачивать за Ваши бумажки. Мне нужен продукт». Компания приняла решение делать страховки с минимальным оформлением. Параллельно, не слушая потребителей, но зная, что в момент, когда человек тратит деньги, тем более большие (100-150 тысяч рублей), он испытывает физическую боль. Это жесткий нейрофизиологический факт.
У нас активизируется та же область мозга, отвечающая за физическую боль. И единственное, что может подавить эту боль – это удовольствие, которое человек испытывает после покупки. А удовольствие так же требует материального подкрепления, потому что наш мозг эволюционный, и все общие понятия, какие-то эфемерные смыслы мы тяжело понимаем. Зато мы понимаем конкретно физические объекты.
Мозгу надо дать физическое подкрепление, чтобы он почувствовал удовольствие. Покупаем туфли – мы смотрим, как они красиво выглядят,
покупаем телефон – мы чувствуем, как он нам отдавливает карман,
покупаем страховку – мы ничего не чувствуем.
Мы выходим из офиса, и мозг нам говорит: «Чувак, по-моему тебя кинули, ты потратил деньги и ничего не получил, вообще ничего, просто ровным смыслом одну бумажку».
И с этим ощущением человек живет до тех пор, пока не случится страховой случай, и он, наконец, не почувствует, что был прав. А в таком случае он сразу становится ненужным компании, но это другая история. По моей рекомендации, вэлком-пэк для клиентов сделали большой коробкой. В дно коробки впустили железную пластину, чтобы она была тяжелая. Внутрь засунули большое количество нужных материалов. Причем, зная отзывы людей, что они не любят лишний хлам, под каждый материал сделали отсек. Когда какая-то штучка лежит на своем месте, ощущения бардака нету, есть ощущение, что здесь все так и должно быть. Нет излишества.
Удовлетворенность в момент покупки возросла на 12 баллов, и количество отзывов в интернете тоже подскочило. Но суть в том, что те люди, которые говорили, что им не нужен вэлком-пэк, на самом деле чувствуют себя более удовлетворенными и более счастливыми в случае, когда он есть.
Самое интересное то, как я смог объяснить компании, что люди, говорящие о ненужности вэлком-пэка, они за рациональное качество товара, но были с айфонами и в брендовой одежде. Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять, что человек немножко обманывает нас или себя. То есть, для него купить айфон – это не проявление ритуального потребления, а приобрести страховку в хорошей упаковке – это уже ритуал.
В общем, ложных инсайтов миллион.
Как с ними бороться?
Все просто, но мы решения принимаем не хаотично.
Ученые нарисовали определенную методологию. Мы ей пользуемся, для того, чтобы вскрывать процесс принятия решений. Это одна из моих услуг, и это, наверно, всем интересно. Для того, чтобы инсайты поступали регулярно, нужно провести в компании определенные метаморфозы, клиенто-центричную трансформацию по принципам поведенческой экономики.