Tilda Publishing
Живой чат
Поможем сформировать запрос
Компетентный консультант ждем от Вас запроса
Команда РПД
Заказать intro-сессию
"Человекоцентричная бизнес-модель"
Telegram
WhatsApp
Сообщение попадет лично Арсену Даллакяну

____

Манипуляция и свобода воли в смешанном обществе

Доктор философских наук, профессор, академик РАВН
Четвертая научно-техническая революция, осуществляя переход от информационных к робото технологиям трансформирует не только способ существования человека и общества, но и бытие в целом. Причем, изменяется не только социальное бытие, но и все сущее. По сути, возникает новая форма движения материи – «техноинтеллектуальная». Какими будут ее реалии, зависит от нашей готовности к осмыслению возникающих проблем. Если эти изменения будут осознаны и смоделированы, то удастся избежать социального напряжения в период перехода общества в смешанный формат: «человек-робот».

Что понимается под человекоцентричностью, план работ

Почему сейчас каждая компания хочет стать моим другом и партнером? Чем отличается экосистема и маркетплейсы? А нужно ли все это человеку?

Чек-лист рыночной привлекательности продукта/сервиса

Прежде всего, необходимо поставить вопрос об отношении человека к системам искусственного интеллекта. Не секрет, что отношения человека к своему окружению на протяжении тысячелетий окрашено изрядной долей эгоизма, постоянно приводящего его к критической черте самоуничтожения. В философии это приняло дилемму свое-иное, однако не в гегелевском, а скорее в постмодернистском смысле. Иное рассматривается не как диалектическое дополнение к своему, а как просто отличающееся от него, другое. Мы даже в 21 веке не можем принять и понять то, что не похоже на нас. Не только представителей других видов, этносов, рас, культур, стран, но даже пола и возраста. Что тогда говорить о «техновидовом» неприятии?

Развитие искусственного интеллекта актуализирует необходимость создания моральных и правовых норм регуляции их активности. Россия, имея достаточные интеллектуальные ресурсы, сегодня явно отстает от передовых стран мира в этом процессе, что может привести к неминуемому дальнейшему скатыванию к числу сырьевых отсталых стран. Это актуализирует необходимость интеграции интеллектуальных усилий населения страны для развития и успешного применения искусственного интеллекта в решении возникающих проблем.

Одним из первых возникает отнюдь не такой уж тривиальный, как может показаться, вопрос о векторе дальнейшего развития систем искусственного интеллекта. Многие авторы акцентируют внимание общественности на возможных угрозах, которые таят в себе роботы. Людей пугают искусственным интеллектом, в миллионы раз превосходящим человеческий. Однако, следует заметить, что все беды человечества отнюдь не из-за развитого интеллекта его представителей. Да и что может придумать ИИ хуже печей Освенцима или взрывов в Хиросиме и Нагасаки?

Возможные проблемы во взаимодействии людей с ИИ не означают, что не следует развивать кибертехнологии, напротив это означает, что необходимо предвидеть предстоящие угрозы и управлять процессом. Эволюция человека, хотим мы этого или нет, пролегает через создание не только ИИ, робота, но и кибер-человека, многократно превосходящего обычного человека по своим возможностям. Появление человека на Земле было ответом на потребность биосферы в космическом расширении собственных границ. Техночеловек и ИИ являются необходимым средством освоения космоса.

Однако, даже если исключить возможность «восстания техно-масс», возникает множество проблем во взаимодействии людей с киберсуществами. Ими легче управлять. Причем, не только собственно роботами, но и людьми, имплантировавшими в мозг чипы с целью усиления своих интеллектуальных возможностей. Можно ли будет говорить тогда о свободе воли, если доступ в мозг будет открыт производителям и владельцам чипов? Уже сегодня существует техническая возможность тотальной прослушки частных лиц благодаря смартфонам. Что тогда говорить о техночеловеке и ИИ? Возникает угроза тотальной манипуляции массами. А это означает, что и рамки морали резко расширяются, ибо о морали имеет смысл говорить лишь тогда, когда есть свобода воли. Если выбор предопределен, то и морали нет, так нет ответственности за собственный (если так можно будет назвать) выбор.

Вывод

Это актуализирует необходимость уже сейчас задуматься о защите интеллектуальной свободы людей будущего. Иначе античное рабовладение покажется нам детским садом на воскресной прогулке…
Как вам понравилась статья)?

____

Рекомендуем

____

Вас также может заинтересовать