Прежде всего, необходимо поставить вопрос об отношении человека к системам искусственного интеллекта. Не секрет, что отношения человека к своему окружению на протяжении тысячелетий окрашено изрядной долей эгоизма, постоянно приводящего его к критической черте самоуничтожения. В философии это приняло дилемму свое-иное, однако не в гегелевском, а скорее в постмодернистском смысле. Иное рассматривается не как диалектическое дополнение к своему, а как просто отличающееся от него, другое. Мы даже в 21 веке не можем принять и понять то, что не похоже на нас. Не только представителей других видов, этносов, рас, культур, стран, но даже пола и возраста. Что тогда говорить о «техновидовом» неприятии?
Развитие искусственного интеллекта актуализирует необходимость создания моральных и правовых норм регуляции их активности. Россия, имея достаточные интеллектуальные ресурсы, сегодня явно отстает от передовых стран мира в этом процессе, что может привести к неминуемому дальнейшему скатыванию к числу сырьевых отсталых стран. Это актуализирует необходимость интеграции интеллектуальных усилий населения страны для развития и успешного применения искусственного интеллекта в решении возникающих проблем.
Одним из первых возникает отнюдь не такой уж тривиальный, как может показаться, вопрос о векторе дальнейшего развития систем искусственного интеллекта. Многие авторы акцентируют внимание общественности на возможных угрозах, которые таят в себе роботы. Людей пугают искусственным интеллектом, в миллионы раз превосходящим человеческий. Однако, следует заметить, что все беды человечества отнюдь не из-за развитого интеллекта его представителей. Да и что может придумать ИИ хуже печей Освенцима или взрывов в Хиросиме и Нагасаки?
Возможные проблемы во взаимодействии людей с ИИ не означают, что не следует развивать кибертехнологии, напротив это означает, что необходимо предвидеть предстоящие угрозы и управлять процессом. Эволюция человека, хотим мы этого или нет, пролегает через создание не только ИИ, робота, но и кибер-человека, многократно превосходящего обычного человека по своим возможностям. Появление человека на Земле было ответом на потребность биосферы в космическом расширении собственных границ. Техночеловек и ИИ являются необходимым средством освоения космоса.
Однако, даже если исключить возможность «восстания техно-масс», возникает множество проблем во взаимодействии людей с киберсуществами. Ими легче управлять. Причем, не только собственно роботами, но и людьми, имплантировавшими в мозг чипы с целью усиления своих интеллектуальных возможностей. Можно ли будет говорить тогда о свободе воли, если доступ в мозг будет открыт производителям и владельцам чипов? Уже сегодня существует техническая возможность тотальной прослушки частных лиц благодаря смартфонам. Что тогда говорить о техночеловеке и ИИ? Возникает угроза тотальной манипуляции массами. А это означает, что и рамки морали резко расширяются, ибо о морали имеет смысл говорить лишь тогда, когда есть свобода воли. Если выбор предопределен, то и морали нет, так нет ответственности за собственный (если так можно будет назвать) выбор.