Даже такие монстры, как «Procter and Gamble» потеряли двадцать один миллион долларов, считая, что им нужен уничтожитель запахов. Они провели исследования, и все домохозяйки сказали, что неприятный запах из определенных мест в квартире рождает такую проблему, как необходимость уничтожителей запахов. Далее ушел двадцать один миллион на запуск, на рекламу. Реклама прошла, продажи встали. Решили отказываться от проекта, но руководитель проекта был человек пробивной. Он обратился в Стэнфорд к психологу и спросил: «Что не так? Посмотрите на наши исследования, как ведут себя люди». На что получил ответ: «Может им нужен не уничтожитель запаха, а запах чистоты?». И, добавив в это средство -аромат океана, Procter and Gamble создали новый рынок.
Проблема была в том, что домохозяйки пользовались этой штукой один раз и забывали про нее, потому что не было нейрофизиологического подкрепления, то есть, не чувствовали разницы. Они убирались и так хорошо, неприятный запах все хозяйки выводят своим трудом. Потому что, если они опрыскают неприятный запах, появится чувство, что они схалявили. Это как не сходить в душ, а воспользоваться духами или дезодорантом. Этот тонкий, минимальный, метафоричный, можно сказать, сдвиг спас компанию от проигрыша в двадцать один миллион долларов и открыл миллиардные рынки. А новым средством домохозяйки пользовались, как подписью к своей хорошей уборке. Они не использовали это для того, чтобы облагородить плохо пахнущее место, а убирали полностью все и затем брызгали вверх, для того, чтобы поставить акцент на своей работе.
Второй кейс уже мой.
Компания стоила 4 миллиарда рублей я в ней работал вице-президентом по маркетингу. Суть была в том, что мы сегментировали людей по соц дему, как многие из вас делают, я уверен, в надежде, что мы найдем безубыточный сегмент (это страховая компания). Но мы изменили отношение к сегментации не на соц дем, а на мотивы покупки. Раньше считалось, что, если есть машина, значит тебе нужна страховка. Но, если у тебя есть голова, это ведь не значит, что тебе нужна шапка. И, изменив отношение к сегментации, мы выявили новый сегмент людей, которые, например, покупают страховку для того, чтобы для них был более удобный сервис организации ремонта. Раньше мы считали, что это наш клиент номер один, - оказалось нет. Эти люди наименее лояльны, наиболее требовательны, которым угодить невозможно, и которые за каждую царапину будут бегать в страховую компанию и выносить деньги. Все инсайты не буду раскрывать, но четыре миллиарда в плюс.
Следующий кейс.
В стране нет денег, люди не делают накопления. Очень похожая проблема сейчас с Минфином в России, в Москве. Мы пытаемся тоже провести исследования: как повысить накопления. Это головная боль каждого банка. В Кении долгое время был один ответ: нет денег в стране. Но поведенческий экономист выдал в семьям сейфы, и за год накопления у этих людей увеличились в пять раз. Оказалось проблема не только в отсутствии денег, но и в том, что не было условий для накопления.