Наша команда проводит 80% своего времени в исследовании жизни людей, их чувств и эмоций, ожиданий и потребностей и для нас очевидно, что любой проект, который требует трансформации продукта, услуги, сервиса, команды или компании в целом, следует начинать с самого главного – КЛИЕНТСКОГО ОПЫТА. После переговоров с директорами одной крупной сети гипермаркетов я впервые задумалась о том, что это очевидно далеко не всем!
История началась с того, что к нам обратился исполнительный директор сети гипермаркетов с вопросом: «Как нам подготовиться к приходу в регион крупного международного игрока?»
Надо отметить, что в своем регионе эта компания была монополистом и мало задумывалась о сервисах для своих клиентов и сотрудников. А зачем? Только с приходом крупных игроков, которые уже создают качественный сервис и лучшие условия для персонала, пришлось задуматься о том, что это важно, иначе персонал, которого они так старательно обучали, уйдет и клиент вместе с ним.
Разумеется, этот запрос для нашей команды был подарком. Нам очень хотелось включиться в этот проект, и мы подготовили план, в котором львиную долю наших услуг выделили на этнографические исследования клиентского опыта. Это была самая дорогостоящая часть в коммерческом предложении. На встрече с командой директоров и учредителей мы услышали следующее:
«А зачем вообще ходить к клиентам? У нас есть все необходимые статистические данные из нашей 1С! Мы считаем этого вам будет достаточно!»
Проект с этой компанией не случился. Не могу сказать, что сеть гипермаркетов ушла с рынка с приходом международного игрока, но большую долю они все же потеряли. Тактика копирования конкурентов возможна, но при этом единственное в чем можно конкурировать – это цена, а значит - снижение прибыли и увеличение затрат на персонал.
Мы увидели, что не все на рынке понимают ценность этнографических исследований. А парадокс заключается в том, что международный игрок является, пожалуй, главным экспертом в клиентском опыте в своей отрасли и на всех конференциях открыто делится с коллегами по рынку тем, как использование этнографических исследований помогает им быть №1 на Российском рынке!!!