- кросс-функциональная неэффективность;
- потеря лояльности;
- отсутствие возможности получать инсайты через исследования;
Человек условно рационален. Когда мы слышим, что человек иррационален, это нас путает, это подразумевает, что мы представляем потребителя немного сумасшедшим. Нет, это вразумительный, последовательный человек, но он принимает решения в условиях ограниченной информации, со слабостью ко всем когнитивным искажениям. То есть информация, которая к нему поступает, во-первых, сама по себе искажена, а, во-вторых, он ее неправильно понимает. Все это превращает потребителя в условно рационального агента.
Кейс про компанию, которая потратила 21 млн. долларов на вывод продукта, и потерпела крах. Исследования, замеры, наблюдения за потребителем выявили, что домохозяйкам нужно средство, которое убивает запах. Выпустили на рынок - три недели продавалось, потом перестало. Думали, что реклама не такая, запустили новую, и опять тоже самое: пока реклама - идут продажи, реклама заканчивается - перестает продаваться. Главы этого проекта обратились в университет, где профессор психологии вывел такую гипотезу: "Вероятно, домохозяйкам нужно не отсутствие неприятного запаха, а наличие запаха чистоты". Они провели эксперимент, добавив в средство запах океанской свежести и посмотрели, как женщины будут им пользоваться. Все думали, что они будут брызгать на источники неприятного запаха, но женщины пользовались средством не так. Они убирали дом сами, потому что считали, что, если обрызгать источник неприятного запаха, это значит "схалявить", просто замаскировать запах. А когда добавили приятный аромат, они так же, как обычно, убирались, но последний штрих для них был - это брызнуть в чистой комнате новым средством.
Случай из моей практики. Проводили фокус-группы по welcome pack к страховке. Спрашиваем у пользователей: «Какой вы хотите ее видеть? У нас есть три вида». И все выбирали самую простенькую. Когда спрашиваем: «Почему?», получаем ответ: «Я не хочу тратить деньги на упаковку, которая мне не нужна». Начали копать дальше. Выяснилось, что человек, который покупает что-то за деньги, чувствует на физическом уровне боль. А единственное, что помогает преодолеть чувство боли - это удовольствие. Отдавая за страховку деньги и получая один листочек, никакого физического подтверждения удовольствия нет. Ты отдал деньги и, как бы, ничего не происходит. Экспериментально запустили самую дорогую упаковку, тяжелую, с железными пластинами. Отдавали потребителю и степень удовлетворенности, желание рекомендовать этот продукт значительно выросло. Но люди так и не признались, что им больше нравится покупать в красивой дорогой упаковке.