Еще 10 лет назад трудно было представить, что государство будет предлагать гражданам услуги под названием «суперсервис». Исследования клиентского опыта в госорганизациях были редкостью.
Перемены обусловлены как общей тенденцией государства к пересмотру принципов управления и повышению его продуктивности, так и приходом в государственные структуры в последние годы специалистов из крупного бизнеса. Эти специалисты привносят свой опыт, методы и даже терминологию, в результате чего государственные служащие все чаще применяют понятные для бизнеса термины и проявляют большую гибкость и адаптируемость. Вслед за федеральным уровнем власти и регионы начинают разрабатывать документы, доступные не только для них самих, но и для обычных граждан.
Положительные примеры преобразований демонстрируют многие регионы, такие как Республика Саха (Якутия) и Белгородская область, где руководители поддерживают новые подходы. Еще предстоит приложить немало усилий и времени для повсеместного внедрения клиенториентированности в федеральных, региональных и местных органах власти. Только руководители высочайшего уровня, обладающие соответствующими полномочиями, ресурсами и влиянием, способны внедрять масштабные изменения. В большинстве своем государственные служащие ограничены своими должностными обязанностями и регламентами. Однако мы верим, что каждый сотрудник способен уже сегодня применить хотя бы одно-два принципа клиентоориентированного подхода.