Удовольствие тоже может проявляться не мгновенно (короткое удовольствие), а быть отложено во времени (длинное удовольствие). Такие решения мы еще часто называем «долгом» или «необходимостью», ошибочно полагая, что они принимаются без оглядки на удовольствие. Но согласитесь, каждый из нас хоть раз испытывал удовольствие от выполненного долга.
Удовольствие окружает нас повсюду, порой два типа удовольствия (короткое и длинное) смешиваются, заставляя нас в растерянности выбирать между ними.
Например, проснувшись утром, Вы чувствуете, как Вас раздирают два удовольствия:
1) сиюминутное – поспать и понежиться в кровати;
2) отложенное во времени – пойти на работу и избежать замечания босса.
Каким бы трудным ни был выбор, одно останется неизменным – человек выберет тот вариант, где разница между удовольствием и затратами наибольшая. Ошибки в оценке удовольствия приводят к разочарованию
Ожидаемое удовольствие в момент принятия решения – ключевой параметр, определяющий потребительский выбор. Человек принимает решение, основываясь не на реальном удовольствии, а на его ожидании. Здесь кроется причина множества ошибок и разочарований. Ведь человеческий мозг довольно часто искажает будущие ощущения, что приводит нас к принятию неверных решений.
Возьмем в качестве примера все тот же поход в спортзал: часто потребитель, польстившийся на скидку, не отрабатывает абонемент в спортзале. Американские ученые Стефано Деллавинья и Ульрика Мальменьде убедительно показали, что даже расчетливые американцы попадают в эту ловушку, без малого вдвое переплачивая в среднем за абонемент. Здесь сказывает свое слово "сверхоптимизм", одно из 90 известных разновидностей когнитивных искажений.
Переоценка текущего удовольствия или недооценка будущего приводит к разочарованию, поскольку в таких случаях разница между удовольствием (У) и затратами (З) получается отрицательной. Однажды столкнувшись с таким клиент запоминает опыт, как ошибку и потребительское поведение меняется.