О себе:
У меня подпись: независимый консультант.
Десять лет к этому шел и теперь понимаю, что "независимый эксперт" ничего обо мне не говорит. Я - это тот человек, который сделал "Кредит Европа банк" первым в ритейле по карточкам по кобрендинговым программам с розничными сетями, например lacoste и т.д.
Тот человек, кто сделал Альфастрахование номером один по первой рекомендации в партнерской сети. Я тот человек, который на позиции вице-президента МСК вывел компанию на первое место по рекомендациям в Интернете. Сейчас я хочу поговорить на тему, максимально мне близкую, в которой всю жизнь работаю - потребительское поведение, а в частности мотивы и, что скрывается за тем как потребители ведут себя: про так называемые инсайты.
Проблема:
Ложные инсайты - головная боль абсолютно всех. Банки, крупнейшие мировые компании страдают от ложных инсайтов и теряют миллионы долларов. Самый яркий кейс был у P&G в 1998 году, когда она потеряла 21 миллион долларов на выводе продукта Фабрис. Проведя исследования, они узнали, что потребители хотят спрей, который бы уничтожал запах. Вывели, три недели товар продавался, потом продажи встали, хотя есть реклама, поддержка. Четыре месяца мучились, уже решили закрывать продукт, но ведущий этого проекта в последних конвульсиях обратился к поведенческому экономисту, психологу и попросил посмотреть на их исследования, записи и подсказать, что не так. Поведенческий экономист-психолог выдвинул гипотезу, что людям нужен не отсутствие неприятных запахов, а запах чистоты.
Он сказал: «Добавьте приятный морской запах свежести в Ваше средство». Как только это они сделали, они открыли новый рынок. Все, что мы имеем по уничтожению запаха, обладает приятным запахом и скупается миллиардами. Какая тонкая грань между провальным продуктом и голубым океаном.
Однако необходимо отметить, что теория международных отношений непростительно долго (по сравнению с, к примеру, экономикой) игнорирует плоды «когнитивной революции» в социальных науках. При этом данное отставание характерно именно для ТМО. Работы по электоральным технологиям, медиаполитологии, политическому поведению давно и активно используют данные когнитивной психологии и даже нейронауки, таким образом расширяя свои исследовательские горизонты. Как уже отмечалось выше, у неореалистического рационализма есть свои структурные основания. Однако в ряде ситуаций, парадигма рационального метода просто не срабатывает – так как в игру вступают более глубинные слои политической психики. В этом тексте я приведу несколько примеров девиаций от модели рациональных международных отношений.